Заметки главного редактора журнала «Искусство в школе»,
доктора психологических наук А.А. Мелик-Пашаева
на страницах фейсбука после посещения Бала, посвященного юбилею И. Кальмана
в нашем Центре образования 15 ноября 2012 года
Несмотря на почти маниакальное выдавливание художественной культуры из общего (и, главное, общедоступного!) образования, существуют такие школы, где хорошее общее образование соединено с углубленным освоением искусств.
Там не отбирают предполагаемых «особо одаренных», а учат всех, но так, что дети, «углубляются» в искусство в меру собственной потребности, и некоторые – до такой степени, что, окончив общеобразовательную школу (!) оказываются способны поступить в самые серьезные профессиональные учебные заведения, участвуют в реальной художественной жизни страны. А все остальные, приобщившись к творчеству, творчески осваивают самые разные виды профессиональной деятельности, но при этом вырастают понимающими, заинтересованными слушателями, зрителями, читателями художественных произведений и, главное, душевно развитыми людьми.
Такова, например, школа 1188, где дети осваивают мир изобразительных искусств. Такова школа 324 с углубленным изучением музыкально-театральных искусств.
Недавно там состоялся очередной музыкально-театральный праздник, или даже бал, посвященный творчеству Кальмана. (Характерная черта таких школ и таких событий: в них с радостью участвуют, распределяя роли, и младшие, и старшие дети, и выпускники прошлых лет, порою уже со своими детьми, и другие родители, и, конечно, учителя и руководители школ; так, незабвенный А.Тубельский ежегодно, к великой радости учеников, в лицейские дни выходил на сцену школы №734 в роли директора Пушкинского лицея.)
…После того, как в 324 школе счастливо пропели и протанцевали «всего Кальмана», захотелось мне сказать вот о чем. Наши детолюбивые образовательные политики время от времени вспоминают, что дети перегружены. Надо бы их разгрузить, а за счет чего? Понятно, прежде всего, за счет «бесполезного» искусства.
Только что дети устроили для нас огромный и, наверное, очень трудный концерт. Что-то ни на одном лице не видно утомления и перегруженности, и дай им волю, они все повторили бы сначала. Даже немногие малыши, которые в основном были зрителями-слушателями, не подают признаков переутомления.
Поймут ли, наконец, уважаемые начальники, что дети не перегружены, а катастрофически недогружены творчеством, здоровая природа человека ищет творческого проявления, а пути его перекрываются. Оттого и усталость, и чувство бессмысленности учения. Чем больше в школе искусства и творчества, тем дети бодрее, тем лучше атмосфера в школе, отношение к занятиям, тем меньше дети болеют и, - учтите! – тем лучше осваивают все так называемые «основные» предметы.
И еще одно расхожее и неистребимое заблуждение, относящееся ко всем школам, кружкам или иным объединениям, где детей, любят, уважают, в каждом видят человека и идут навстречу их лучшим духовным и творческим побуждениям. Говорят: выращенные в таком оазисе дети выйдут в холодный и жестокий мир, где все иначе, где они не нужны, где нельзя никому доверять, а они к этому будут совершенно не готовы и пропадут.
Выходит, вы хотите вырастить рядом с собой душевно грубого, эгоистичного, хваткого, бесчувственного человека, потому что, с вашей точки зрения, ему будет в жизни «хорошо»? (Я уж не спрашиваю, каково вам-то будет с ним.) Но это большое заблуждение.
Действительно, тот, кто в детстве и юности соприкоснулся с духовностью, нравственностью, бескорыстием, взаимной заинтересованностью в человеческих отношениях, кто понял, что его душа, его индивидуальность достойны уважения и много значат для других – такой человек будет то и дело встречаться с трудностями, которые душевно грубый человек даже не заметит. Но он никогда не променяет это свое душевное богатство на кажущуюся легкость жизни и успешность тех, кто его не имеет.
Именно – кажущуюся со стороны. Ведь на самом деле человеку, который внутри – пустой, никогда не бывает хорошо, никаких внешних успехов не хватит, чтобы заполнить эту пустоту.
Поэтому мне хотелось пожелать ученикам 324-й школы сохранить в сложном и холодноватом мире все лучшее, что им посчастливилось получить в детстве, и тогда в их будущих семьях и вокруг каждого из них будет создаваться иная среда, люди почувствуют, что можно быть другими, иначе друг к другу относиться, что от этого всем лучше. Ведь мир «жестокий», «равнодушный», «корыстный» и т.д. не сам по себе, а потому что мы в большинстве таковы, а будем другими мы - придется измениться и миру.