|
Методическое объединение естественных наук
Кафедра объединяет учителей химии, физики, биологии, географии.
Кадровый состав
Платонычева О.В. – зав. кафедрой, учитель химии высшей квалификационной категории, кандидат химических наук. Окончила Ивановский Государственный Химико-Технологический Университет; аспирантуру кафедры аналитической химии. Педагогический стаж 7 лет.
Жукова Т.В. – учитель физики высшей категории. Окончила Смоленский гос. педагогический институт. Педагогический стаж 34 года.
Мирошниченко О.В. – учитель физики II категории. Окончила МВТУ имени Н.Баумана, МИОО по специализации учитель физики. Педагогический стаж 7 лет.
Вакулина Р.Н. – учитель биологии высшей категории. Окончила Курский гос. педагогический институт. Педагогический стаж 30 лет.
Суховеева Т.В. – учитель географии высшей категории. Окончила Калининский гос. университет. Педагогический стаж 18 лет.
Цели и задачи кафедры
- Освоение инновационных методик и технологий в преподавании естественных наук.
- Оптимизация традиционных, классических методик преподавания.
- Разработка и внедрения предпрофильной и профильной подготовки обучающихся.
- Дистанционное обучение.
- Повышение уровня профессиональной квалификации.
- Экологическое, нравственное, здоровьесберегающее воспитание.
Программа развития кафедры
по теме « Формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся в процессе изучения естественных дисциплин»
(2012-2016 учебный год)
Обоснование актуальности темы исследования
В соответствии с одобренной стратегией модернизации содержания общего образования возникает необходимость принятия ряда последовательных мер, направленных на переход от традиционной формально-знаниевой к деятельностной парадигме, направленной на личность школьника. В результате основным конечным итогом новой образовательной стратегии должна стать не система знаний, умений и навыков, а обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.
Проблема исследования
состоит в недостаточной разработке оптимальных педагогических технологий для формирования универсальных учебных действий обучающихся.
Задачи исследования
- Изучение теоретической базы по использованию интерактивных форм работы с технологиями, активирующими процесс самообразования педагогов.
- Разработка моделей учебной и внеурочной деятельности педагога по формированию УУД учащихся. Ведущий принцип - гибкое моделирование, выстраивание траекторий личностного развития для каждого ученика.
- Разработка оптимальных критериев оценки сформированности УУД.
- Апробация на уроках химии, физики, биологии и географии предметного инструментария и дальнейшее совершенствование.
Объект исследования
образовательный процесс в рамках предметных областей.
Предмет исследования
современные технологии и модели образования, критерии оценки УУД учащихся.
Гипотеза исследования
оптимальные модели учебной и внеурочной деятельности, разработанные педагогами согласно современным технологиям обучения, будут способствовать созданию условий для формирования универсальных учебных действий обучающихся.
Образовательная программа кафедры естественных наук
на 2012-2013 учебный год.
I. Работа в рамках научно-исследовательского проекта кафедры «Формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся в процессе изучения естественных дисциплин» (I этап).
Задачи:
- Сбор литературных данных о современных методиках преподавания естественных дисциплин, учитывающие личностные и возрастные особенности обучающихся.
- Разработка моделей учебной и внеурочной деятельности педагогами химии, физики, биологии, географии, обеспечивающие обучающимся следующие условия:
- возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- гармоничное развитие личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей.
II. Заседания кафедры.
Время проведения |
Основные вопросы |
Сентябрь |
- Кадровый состав кафедры.
- Распределение нагрузки. Готовность сотрудников и кабинетов к новому учебному году.
- Утверждения рабочих программ по предметам химии, физики, биологии, географии.
- Утверждение темы и программы научно-исследовательского проекта кафедры.
- Утверждения плана работы лаборатории по реализации научно-исследовательского проекта (I этап).
- Утверждение плана работы кафедры на 2012-2013 учебный год.
|
Октябрь-ноябрь |
- Стартовый контроль знаний учащихся. Итоги.
- Интеллектуальный марафон в школе, округе.
- Итоги I триместра. Вопросы успеваемости.
- Промежуточный контроль знаний учащихся. Итоги
|
Декабрь-январь-февраль |
- Итоги I полугодия.
- Итоги II триместра. Вопросы успеваемости.
- Рождественские чтения.
|
Март-апрель - май |
- Итоговый контроль знаний учащихся. Анализ.
- Вопросы успеваемости и готовности учащихся к ЕГЭ и ГИА.
- Анализ работы лаборатории кафедры над научно-исследовательским проектом (I этап).
- Итоги работы кафедры естественных наук за 2012-2013 учебный год. Перспективы.
|
III. Опытно – экспериментальная работа (ОЭР) и темы самообразования учителей естественных наук.
Тема самообразования – системно-деятельностный подход в преподавании естественных дисциплин.
Ф.И.О |
Вид ОЭР |
Тема ОЭР |
Платонычева О.В |
I. Руководство ОЭР. |
Метапредмет «Схематизация», «Задача», «Проблема». |
II. Разработка конспектов уроков по химии |
- Количество вещества. Моль. Решение задач (8 класс).
- Подгруппа кислорода (9 класс).
- Подгруппа углерода (9 класс).
- Металлы. Нахождение в природе. Получение, свойства, применения. Сплавы (9 класс).
- Углеводы (10 класс).
- Аминокислоты (10 класс).
- Белки (10 класс).
- Решение задач с участием органических веществ (10 класс).
- Химия и здоровье человека (10 класс).
|
Жукова Т.В |
Разработка конспектов уроков по физике |
1.Реактивное движение (9 класс).
2.Электромагнитные волны (11 класс). |
Мирошниченко О.В. |
Разработка конспектов уроков по физике |
- Выталкивающая сила. Роль и учет в природе и технике, 7 класс.
- История развития представлений о теплоте, 8 класс.
- Математические модели физики для описания физических явлений, 9 класс.
- Закон сохранения в природе, 10 класс.
|
Вакулина Р.Н |
Разработка конспектов уроков по биологии |
- Тайны семени (6 класс).
- Знаешь ли ты комнатные растения (6 класс).
- Шляпочные грибы (6 класс).
- Викторина «Планета рыб» (7 класс).
- «Знакомые незнакомцы» (7 класс).
- «Красная книга. Надежды и тревоги» (7 класс).
- Азбука витаминов (8 класс).
|
Суховеева Т.В |
Разработка конспектов уроков по географии |
- Климатические пояса Земли (7 класс).
- Национальный состав населения России (9 класс).
- «Перу – наследие инков» (10 класс).
|
IV. Изучение и освоение новых технологий в преподавания естественных дисциплин.
Личностно-ориентированное обучение.
- Технология проблемного обучения.
- Проектный метод
- Метод дебатов.
- Технология обучения развитию критического мышления.
- кейс технология.
- ИКТ технология.
V. Дополнительное образование.
- Факультативные занятия по предметам естественного цикла для отстающих учащихся.
- Факультативные занятия по подготовке к ЕГЭ и ГИА.
- Работа с одаренными учащимися.
- Работа в клубе «Юный исследователь» (Мирошниченко О.В.)
VI. Контроль уровня преподавания.
Посещения уроков учителей – предметников в течении учебного года (Платонычева О.В).
VII. Контроль уровня знаний.
Химия |
Физика |
Биология |
География |
Платонычева О.В |
Жукова Т.В.
Мирошниченко О.В. |
Вакулина Р.Н |
Суховеева Т.В |
сентябрь |
Сентябрь
Стартовое тестирование, 8-10 класс – М.О.В.
Кинематика, динамика тела и материальные точки, 9 класс – М.О.В. |
Сентябрь |
сентябрь
Стартовый контроль 10 класс |
Октябрь
Тренировочная работа СтатГрад 9,11 класс
Контрольная работа «Решение задач» 8 класс
Контрольная работа «Предельные УВ» 10 класс |
Октябрь
Контрольная работа «Кинематика материальной точки» 9 класс
Тренировочная работа СтатГрад 9 класс
Контрольная работа «Законы постоянного тока» 11 класс
Тренировочная работа СтатГрад 11 класс |
Октябрь
Контрольная работа «Что мы узнали о Вселенной» 5 класс
Контрольная работа «Клеточное строение растений» 6 класс
Тестирование «Простейшие кишечнополостные» 7 класс
Тестирование «Основы учения о клетке» 9 класс
Тестирование «Химический состав клетки» 10 класс
Тестирование «Развитие эволюционных идей» 11 класс |
Октябрь
Тренировочная работа СтатГрад 9 класс |
Ноябрь
Диагностическая работа СтатГраф 9,11 класс
Контрольная работа «Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции» |
ноябрь |
Ноябрь
Тестирование «Координация и регуляция» 8 класс
Тестирование «Анализаторы» 8 класс
Тестирование «Размножение и индивидуальное развитие организмов» 9 класс
Тестирование «Структура и функции клетки» 10 класс |
Ноябрь
Тестирование «План и карта. Гидросфера» 6 класс
Диагностическая работа СтатГрад 9 класс |
Декабрь
Итоговая контрольная работа за I полугодие 8, 11 класс
Контрольная работа «Алкены. Алкины. Алкадиены» 10 класс |
Декабрь
Диагностическая работа СтатГраф 9 класс
Диагностическая работа СтатГраф 11 класс
Контрольная работа «Магнитные взаимодействия. Электромагнитное поле» 11 класс
Законы Ньютона, тест, 9 класс М.О.В. |
Декабрь
Контрольная работа «Органы цветковых растений» 6 класс
Тестирование «Членистоногие» 7 класс
Тестирование «Опора и движение» 8 класс
Тестирование «Основы учения о наследственности и изменчивости» 9 класс
Тестирование «Обеспечение клеток энергией» 10 класс
Тестирование «Механизмы эволюционного процесса» 11 класс |
декабрь |
Январь
Тестирование «Неметаллы. Подгруппы кислорода, азота, углерода» 9 класс |
Январь
Контрольная работа «Динамика»9 класс
Контрольная работа «Оптика» 11 класс
Электрические заряды, эелектрическое поле, 10 класс, МОВ |
Январь
Контрольная работа «Наша Земля» 5 класс
Тестирование «Основы селекции» 9 класс
Тестирование «Наследственная информация и реализация ее в клетке» 10 класс |
январь |
Февраль
Тестирование «Периодический закон и периодическая таблица Д.И.Менделеева. Строение атома» 8 класс |
Февраль
Контрольная работа «Колебания и волны» 9 класс
Электрические явления, срез, 9 класс (МОВ) |
Февраль
Контрольная работа «Основные процессы жизнедеятельности растений» 6 класс
Тестирование «Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся» 7 класс
Тестирование «Внутренняя среда организма» 8 класс
Тестирование «Дыхание» 8 класс
Тестирование «Происхождение жизни» 9 класс
Тестирование «Возникновение и развитие жизни на Земле» 11 класс |
Февраль
Итоговое тестирование за II триместр 8 класс |
Март
Тестирование «Металлы. Щелочные и щелочноземельные металлы. Алюминий. Железо» 9 класс
Тестирование «Кислородсодержащие органические соединения» 10 класс |
Март
Контрольная работа «Электромагнитное поле» 9 класс |
Март
Контрольная работа «Основные отделы царства растений» 6 класс
Тестирование «Птицы» 7 класс
Тестирование «Обмен веществ и энергии» 8 класс
Тестирование «Учение об эволюции» 9 класс
Тестирование «Размножение и развитие организмов» 10 класс |
март |
Апрель
Итоговое тестирование 9, 11 класс |
Апрель
Контрольная работа «Электромагнитное поле» 9 класс
Контрольная работа «Квантовая физика» 11 класс
Итоговая контрольная работа, 7-8 класс, МОВ |
Апрель
Контрольная работа «Жизнь на Земле» 5 класс
Тестирование «Покровы тела» 8 класс |
Апрель
Тестирование «Рельеф Евразии» 7 класс |
Май
Итоговое тестирование 8, 10 класс |
май |
Май
Контрольная работа «Человек на Земле» 5 класс
Контрольная работа «Природные сообщества» 6 класс
Тестирование «Млекопитающие» 7 класс
Итоговый тест 8 класс
Тестирование «Основы экологии» 9 класс
Итоговый тест 10 класс
Тестирование «Основы экологии» 11 класс |
май |
VIII. Контроль ведения документации.
Сентябрь |
Проверка тематического и календарного планирования на первое полугодие и документов к тестированию и лицензированию школы. Электронный журнал. |
Октябрь |
Проверка ведения документации по технике безопасности в кабинетах химии, физики, биологии. Электронный журнал. |
Декабрь |
Проверка выполнения государственных программ по предметам естественного цикла, исполнение графика контрольных и практических работ за первое полугодие. Электронный журнал. |
Январь |
Проверка тематического и календарного планирования на второе полугодие. Электронный журнал. |
Май |
Приёмка кабинетов химии, физики, биологии, географии на готовность к новому учебному году. Электронный журнал. |
IX. Повышения квалификации учителей кафедры.
- Платонычева О.В – Круглый стол «Содержание школьного химического образования в переходе на ФГОС», сентябрь 2012 год.
- Жукова Т.В - КПК «Мыследеятельностная педагогика и инновация в образовании», (144 ч.)
- Мирошниченко О.В. – семинар «Использование ИКТ, в том числе интерактивной доски при обучении на уроках физике, 72 часа.
- Суховеева Т.В – Семинар «Урок географии в условиях стандартов нового поколения», (72 ч.)
- Все сотрудники кафедры – вебинары для учителей предметников.
- Все сотрудники кафедры – дистанционные курсы / семинары.
XI. Аттестация учителей кафедры.
Жукова Т.В – подтверждение высшей квалификационной категории.
Суховеева Т.В – аттестация на высшую квалификационную категорию.
Мирошниченко О.В – аттестация на I квалификационную категорию.
Преподавательский состав
методического объединения
|
Платонычева Ольга Владимировна
Заведующая кафедрой, учитель химии
Учитель высшей квалификационной категории, кандидат химических наук.
Окончила Ивановский Государственный Химико-Технологический Университет; аспирантуру кафедры аналитической химии. Педагогический стаж 7 лет. |
|
Вакулина Раиса Николаевна
Учитель биологии
Учитель высшей квалификационной категории, занимается экспериментальной работой и имеет публикации по теме «Изучение живой природы средствами искусства, литературы, живописи и музыки». |
Жукова Татьяна Васильевна
Учитель физики
Учитель высшей квалификационной категории. Ведет экспериментальную работу по теме «Применение новых технологий на уроках физики как средство эмоционального развития и образного мышления»
|
|
|
Мирошниченко Оксана Викторовна
Учитель физики
Мирошниченко Оксана Викторовна имеет вторую квалификационную категорию. Срок предыдущей аттестации - с 21января 2008 год сроком на 5 лет.
Мирошниченко Оксана Викторовна имеет высшее образование.
1) МВТУ им. Н.Э. Баумана, специальность инженер - конструктор, 1978- 1984год.
С 1984 по 2001 год работала в МГУ им. Ломоносова, НИИ механики, факультет прикладной механики;
2) МИОО, факультет переподготовки педагогических кадров, специальность «Учитель физики», 11.2006г. – 07.2008г.
Общий трудовой стаж составляет 24 года. В данной школе работает в должности учителя физики с 2007 года. Квалификационная категория – вторая.
В межаттестационный период проходила курсы повышения квалификации:
2008г, МИОО, факультет переподготовки педагогических кадров, специальность «Учитель физики»
2011г. МГТУ им. Баумана, направление «Инновационная деятельность в образовании», программа «Методика проведения лабораторно-демонстрационного практикума по решению олимпиадных задач по физике»
2012г., Технопарк, Информационные технологии в образовании.
За свою работу Мирошниченко О.В. имеет рекомендацию Ректората МИОО о повышении квалификационной категории;
Награждена грамотой управления образования, 2011г.
Имеет грамоты ГОУ ЦО № 324 « За участие в ежегодных рождественских чтения»
В текущем учебном году повышает квалификацию на курсах при МИОО по теме: "Цифровая лаборатория Архимед"
В школе с 2007 г.
Награды: грамота управления образования, 2011 г.
Кредо: «Педагогика сотрудничества, которое помогает решать задачи обучения, добиваться результатов, постоянно повышать мотивацию учения»
|
Суховеева Татьяна Валентиновна
Учитель географии и экономики
Окончила Калининский Государственный университет (геофак) в 1989 году. В школе работает более 10 лет. Ведет экпериментальную работу по теме: «Внедрение информационно-компьютерных технологий в процесс преподавания географии и экономики». Имеет печатные работы.
|
|
|