Методическое объединение естественных наук

 

Кафедра объединяет  учителей  химии, физики, биологии, географии.

Кадровый состав

Платонычева О.В. – зав. кафедрой, учитель химии высшей квалификационной категории, кандидат химических наук. Окончила Ивановский Государственный Химико-Технологический Университет; аспирантуру кафедры аналитической химии. Педагогический стаж 7 лет.
Жукова Т.В. – учитель физики высшей категории. Окончила Смоленский гос. педагогический институт. Педагогический стаж 34 года.
Мирошниченко О.В. – учитель физики II категории. Окончила МВТУ имени Н.Баумана, МИОО по специализации учитель физики. Педагогический стаж 7 лет.
Вакулина Р.Н. – учитель биологии высшей категории. Окончила Курский гос. педагогический институт. Педагогический стаж 30 лет.
Суховеева Т.В. – учитель географии высшей категории. Окончила Калининский гос. университет. Педагогический стаж 18 лет.

Цели и задачи кафедры

  1. Освоение инновационных методик и технологий в преподавании естественных наук.
  2. Оптимизация традиционных, классических методик преподавания.
  3. Разработка и внедрения предпрофильной и профильной подготовки обучающихся. 
  4. Дистанционное обучение.
  5. Повышение уровня профессиональной квалификации. 
  6. Экологическое, нравственное, здоровьесберегающее воспитание.

Программа развития  кафедры
по теме « Формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся  в процессе изучения естественных дисциплин»
(2012-2016 учебный год)

Обоснование актуальности темы исследования

В соответствии с одобренной стратегией модернизации содержания общего образования возникает необходимость принятия ряда последовательных мер, направленных на переход от традиционной формально-знаниевой к деятельностной парадигме, направленной на личность школьника. В результате основным конечным итогом новой образовательной стратегии должна стать не система знаний, умений и навыков, а обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

Проблема исследования

состоит в недостаточной разработке оптимальных педагогических технологий для  формирования универсальных учебных действий обучающихся.

Задачи исследования

  1. Изучение теоретической базы по использованию интерактивных форм работы с  технологиями, активирующими процесс самообразования педагогов.
  2. Разработка моделей учебной и внеурочной деятельности педагога по формированию УУД учащихся. Ведущий принцип -  гибкое моделирование, выстраивание траекторий личностного развития для каждого ученика.
  3. Разработка оптимальных критериев оценки сформированности УУД.
  4. Апробация на уроках химии, физики, биологии и географии предметного инструментария и дальнейшее совершенствование.

Объект исследования

образовательный процесс в рамках предметных областей.

Предмет исследования

современные технологии и модели образования, критерии оценки УУД учащихся.

Гипотеза исследования

оптимальные модели учебной и внеурочной  деятельности, разработанные  педагогами согласно современным технологиям обучения,  будут способствовать созданию условий для формирования универсальных учебных действий обучающихся.

 

Образовательная программа кафедры естественных наук
на 2012-2013 учебный год.

I. Работа в рамках научно-исследовательского проекта кафедры «Формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся в процессе изучения естественных дисциплин» (I этап).

Задачи:

  1. Сбор литературных данных о современных методиках преподавания естественных дисциплин, учитывающие  личностные и возрастные особенности обучающихся.
  2. Разработка моделей учебной и внеурочной деятельности педагогами химии, физики, биологии, географии, обеспечивающие обучающимся следующие условия:

- возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить цели, искать и использовать  необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- гармоничное развитие личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей.

II. Заседания кафедры.

Время проведения

Основные вопросы

Сентябрь

  1. Кадровый состав кафедры.
  2. Распределение нагрузки.  Готовность сотрудников и кабинетов к новому учебному году.
  3. Утверждения рабочих программ по предметам химии, физики, биологии, географии.
  4. Утверждение темы и  программы научно-исследовательского проекта кафедры.
  5. Утверждения плана работы лаборатории по реализации научно-исследовательского проекта (I  этап).
  6. Утверждение плана работы кафедры на 2012-2013 учебный год.

Октябрь-ноябрь

  1. Стартовый контроль знаний учащихся. Итоги.
  2. Интеллектуальный марафон в школе, округе.
  3. Итоги I триместра. Вопросы успеваемости.
  4. Промежуточный контроль знаний учащихся. Итоги

Декабрь-январь-февраль

  1. Итоги I полугодия.
  2. Итоги II триместра. Вопросы успеваемости.
  3. Рождественские чтения.

Март-апрель - май

  1. Итоговый контроль знаний учащихся. Анализ.
  2. Вопросы успеваемости и готовности учащихся к ЕГЭ и ГИА.
  3. Анализ работы лаборатории кафедры над научно-исследовательским проектом (I этап).
  4. Итоги работы кафедры естественных наук за 2012-2013 учебный год. Перспективы. 

III. Опытно – экспериментальная работа (ОЭР) и темы самообразования учителей естественных наук.
Тема самообразования – системно-деятельностный подход в преподавании естественных дисциплин.

Ф.И.О

Вид ОЭР

Тема ОЭР

Платонычева О.В

I. Руководство ОЭР.

Метапредмет «Схематизация», «Задача», «Проблема».

II. Разработка конспектов уроков по химии

  1. Количество вещества. Моль. Решение задач (8 класс).
  2. Подгруппа кислорода (9 класс).
  3. Подгруппа углерода (9 класс).
  4. Металлы. Нахождение в природе. Получение, свойства, применения. Сплавы (9 класс).
  5. Углеводы (10 класс).
  6. Аминокислоты (10 класс).
  7. Белки (10 класс).
  8.  Решение задач с участием органических веществ (10 класс).
  9. Химия и здоровье человека (10 класс).

Жукова Т.В

Разработка конспектов уроков по физике

1.Реактивное движение (9 класс).
2.Электромагнитные волны (11 класс).

Мирошниченко О.В.

Разработка конспектов уроков по физике

  1. Выталкивающая сила. Роль и учет в природе и технике, 7 класс.
  2.  История развития представлений о теплоте, 8 класс.
  3. Математические модели физики для описания физических явлений, 9 класс.
  4. Закон сохранения в природе, 10 класс.

Вакулина Р.Н

Разработка конспектов уроков по биологии

  1. Тайны семени (6 класс).
  2. Знаешь ли ты комнатные растения (6 класс).
  3. Шляпочные грибы (6 класс).
  4. Викторина «Планета рыб» (7 класс).
  5. «Знакомые незнакомцы» (7 класс).
  6. «Красная книга. Надежды и тревоги» (7 класс).
  7. Азбука витаминов (8 класс).

Суховеева Т.В

Разработка конспектов уроков по географии

  1. Климатические пояса Земли (7 класс).
  2. Национальный состав населения России (9 класс).
  3. «Перу – наследие инков» (10 класс).

IV. Изучение и освоение новых технологий в преподавания естественных дисциплин.

Личностно-ориентированное обучение.
- Технология проблемного обучения.
- Проектный метод
- Метод дебатов.
- Технология обучения  развитию критического мышления.
- кейс технология.
- ИКТ технология.

V. Дополнительное образование.

- Факультативные занятия по предметам естественного цикла для отстающих учащихся.
- Факультативные занятия по подготовке к ЕГЭ и ГИА.
- Работа с одаренными учащимися.
- Работа в клубе «Юный исследователь» (Мирошниченко О.В.)

VI. Контроль уровня преподавания.
Посещения уроков учителей – предметников в течении учебного года (Платонычева О.В).

VII. Контроль уровня знаний.

Химия

Физика

Биология

География

Платонычева О.В

Жукова Т.В.
Мирошниченко О.В.

Вакулина Р.Н

Суховеева Т.В

сентябрь

Сентябрь
Стартовое тестирование, 8-10 класс – М.О.В.
Кинематика, динамика тела и материальные точки, 9 класс – М.О.В.

Сентябрь

сентябрь
Стартовый контроль 10 класс

Октябрь
Тренировочная работа СтатГрад 9,11 класс
Контрольная работа «Решение задач» 8 класс
Контрольная работа «Предельные УВ» 10 класс

Октябрь
Контрольная работа «Кинематика материальной точки» 9 класс
Тренировочная работа СтатГрад 9 класс
Контрольная работа «Законы постоянного тока» 11 класс
Тренировочная работа СтатГрад 11 класс

Октябрь
Контрольная работа «Что мы узнали о Вселенной» 5 класс
Контрольная работа «Клеточное строение растений» 6 класс
Тестирование «Простейшие кишечнополостные» 7 класс
Тестирование «Основы учения о клетке» 9 класс
Тестирование «Химический состав клетки» 10  класс
Тестирование «Развитие эволюционных идей» 11 класс

Октябрь
Тренировочная работа СтатГрад 9 класс

Ноябрь
Диагностическая работа СтатГраф 9,11 класс
Контрольная работа «Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции»

ноябрь

Ноябрь
Тестирование «Координация и регуляция» 8 класс
Тестирование «Анализаторы» 8 класс
Тестирование «Размножение и индивидуальное развитие организмов» 9 класс
Тестирование «Структура и функции клетки» 10 класс

Ноябрь
Тестирование «План и карта. Гидросфера» 6 класс
Диагностическая работа СтатГрад 9 класс

Декабрь
Итоговая контрольная работа за I полугодие 8, 11 класс
Контрольная работа «Алкены. Алкины. Алкадиены» 10 класс

Декабрь
Диагностическая работа СтатГраф 9 класс
Диагностическая работа СтатГраф 11 класс
Контрольная работа «Магнитные взаимодействия. Электромагнитное поле» 11 класс
Законы Ньютона, тест, 9 класс М.О.В.

Декабрь
Контрольная работа «Органы цветковых растений» 6 класс
Тестирование «Членистоногие» 7 класс
Тестирование «Опора и движение» 8 класс
Тестирование «Основы учения о наследственности и изменчивости» 9 класс
Тестирование «Обеспечение клеток энергией» 10 класс
Тестирование «Механизмы эволюционного процесса» 11 класс

декабрь

Январь
Тестирование «Неметаллы. Подгруппы кислорода, азота, углерода» 9 класс

Январь
Контрольная работа «Динамика»9 класс
Контрольная работа «Оптика» 11 класс
Электрические заряды, эелектрическое поле, 10 класс, МОВ

Январь
Контрольная работа «Наша Земля» 5 класс
Тестирование «Основы селекции» 9 класс
Тестирование «Наследственная информация и реализация ее в клетке» 10 класс

январь

Февраль
Тестирование «Периодический закон и периодическая таблица Д.И.Менделеева. Строение атома» 8 класс

Февраль
Контрольная работа «Колебания и волны» 9 класс
Электрические явления, срез, 9 класс (МОВ)

Февраль
Контрольная работа «Основные процессы жизнедеятельности растений» 6 класс
Тестирование «Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся» 7 класс
Тестирование «Внутренняя среда организма» 8 класс
Тестирование «Дыхание» 8 класс
Тестирование «Происхождение жизни» 9 класс
Тестирование «Возникновение и развитие жизни на Земле» 11 класс

Февраль
Итоговое тестирование за II триместр 8 класс

Март
Тестирование «Металлы. Щелочные и щелочноземельные металлы. Алюминий. Железо» 9 класс
Тестирование «Кислородсодержащие органические соединения» 10 класс

Март
Контрольная работа «Электромагнитное поле»  9 класс

Март
Контрольная работа «Основные отделы царства растений» 6 класс
Тестирование «Птицы» 7 класс
Тестирование «Обмен веществ и энергии» 8 класс
Тестирование «Учение об эволюции» 9 класс
Тестирование «Размножение и развитие организмов» 10 класс

март

Апрель
Итоговое тестирование 9,  11 класс

Апрель
Контрольная работа «Электромагнитное поле» 9 класс
Контрольная работа «Квантовая физика» 11 класс
Итоговая контрольная работа, 7-8 класс, МОВ

Апрель
Контрольная работа «Жизнь на Земле» 5 класс
Тестирование «Покровы тела» 8 класс

Апрель
Тестирование «Рельеф Евразии» 7 класс

Май
Итоговое тестирование 8, 10 класс

май

Май
Контрольная работа «Человек на Земле» 5 класс
Контрольная работа «Природные сообщества» 6 класс
Тестирование «Млекопитающие» 7 класс
Итоговый тест 8 класс
Тестирование «Основы экологии» 9 класс
Итоговый тест 10 класс
Тестирование «Основы экологии» 11 класс

май

VIII. Контроль ведения документации.


Сентябрь

Проверка тематического и календарного планирования на первое полугодие и документов к тестированию и лицензированию школы. Электронный журнал.

Октябрь

Проверка ведения документации по технике безопасности в кабинетах химии, физики, биологии. Электронный журнал.

Декабрь

Проверка выполнения государственных программ по предметам естественного цикла, исполнение графика контрольных и практических работ за первое полугодие. Электронный журнал.

Январь

Проверка тематического и календарного планирования на второе полугодие. Электронный журнал.

Май

Приёмка кабинетов химии, физики, биологии, географии на готовность к новому учебному году. Электронный журнал.

IX. Повышения квалификации учителей кафедры.

  1. Платонычева О.В – Круглый стол «Содержание школьного химического образования в переходе на ФГОС», сентябрь 2012 год.
  2. Жукова Т.В -  КПК «Мыследеятельностная педагогика и инновация в образовании», (144 ч.)
  3. Мирошниченко О.В. – семинар «Использование ИКТ, в том числе интерактивной доски при обучении на уроках физике, 72 часа.
  4. Суховеева Т.В – Семинар «Урок географии в условиях стандартов нового поколения», (72 ч.)
  5. Все сотрудники кафедры – вебинары для учителей предметников.
  6. Все сотрудники кафедры – дистанционные курсы / семинары.

XI. Аттестация учителей кафедры.
Жукова Т.В – подтверждение высшей квалификационной категории.
Суховеева Т.В – аттестация на высшую квалификационную категорию.
Мирошниченко О.В – аттестация на I квалификационную категорию.

 

Преподавательский состав
методического объединения


 

Платонычева Ольга Владимировна

Заведующая кафедрой, учитель химии

Учитель высшей квалификационной категории, кандидат химических наук.
Окончила Ивановский Государственный Химико-Технологический Университет; аспирантуру кафедры аналитической химии. Педагогический стаж 7 лет.

 

Вакулина Раиса Николаевна

Учитель биологии

Учитель высшей квалификационной категории, занимается экспериментальной работой и имеет публикации по теме «Изучение живой природы средствами искусства, литературы, живописи и музыки».

 

Жукова Татьяна Васильевна

Учитель физики

Учитель высшей квалификационной категории. Ведет экспериментальную работу по теме «Применение новых технологий на уроках физики как средство эмоционального развития и образного мышления»

 

 

Мирошниченко Оксана Викторовна

Учитель физики

Мирошниченко Оксана Викторовна имеет вторую квалификационную категорию. Срок предыдущей аттестации -  с  21января 2008 год  сроком на 5 лет.
Мирошниченко Оксана Викторовна имеет высшее образование.
1)  МВТУ им. Н.Э. Баумана, специальность инженер - конструктор, 1978- 1984год.
С 1984 по 2001 год работала в МГУ им. Ломоносова,  НИИ механики, факультет прикладной механики;
2) МИОО, факультет переподготовки педагогических кадров, специальность «Учитель физики», 11.2006г. – 07.2008г.
Общий трудовой стаж составляет 24 года. В данной школе работает в должности учителя физики с 2007 года. Квалификационная категория – вторая.
В межаттестационный период проходила курсы повышения квалификации:
2008г, МИОО, факультет переподготовки педагогических кадров, специальность «Учитель физики»
2011г. МГТУ им. Баумана, направление «Инновационная деятельность в образовании», программа «Методика проведения лабораторно-демонстрационного практикума по решению олимпиадных задач по физике»
2012г., Технопарк, Информационные технологии в образовании.
За свою работу Мирошниченко О.В. имеет рекомендацию Ректората МИОО о повышении квалификационной категории;
Награждена грамотой управления образования, 2011г.
Имеет грамоты  ГОУ ЦО № 324 « За участие в ежегодных рождественских чтения»

 В текущем учебном году повышает квалификацию на курсах при МИОО по теме: "Цифровая лаборатория Архимед"

В школе с 2007 г.

Награды: грамота управления образования, 2011 г.

Кредо: «Педагогика сотрудничества, которое помогает решать задачи обучения, добиваться результатов, постоянно повышать мотивацию учения»

 

 

Суховеева Татьяна Валентиновна

Учитель географии и экономики

Окончила Калининский Государственный университет (геофак) в 1989 году. В школе работает более 10 лет. Ведет экпериментальную работу по теме: «Внедрение информационно-компьютерных технологий в процесс преподавания географии и экономики». Имеет печатные работы.