В европейских странах интегрированное обучение и проектные формы
работы в школе являются базовыми во всех возрастных группах обучающихся: Документы ЮНЕСКО: "Образование должно быть, прежде всего, фактором развития сознания... прежде всего осознание моральных, духовных, эстетических ценностей, составляющих цели существования человека … наука и технология должны быть лишь средствами» (Во французской школе в девятом классе в обязательном учебном плане на гуманитарные предметы отводится вдвое больше времени, чем на естественно-математические. В немецких гимназиях родной и иностранный языки, история, география, предметы эстетического цикла занимают до 60 % учебного времени, в Италии - до 50 %. Согласно английскому закону об образовании с 1988 года в школах увеличивается удельный вес гуманитарных дисциплин.
Особенности социокультурной инфраструктуры г. Москвы - 172 музея, в том числе музеи – заповедники, дворцово-парковые комплексы, 102 выставочных зала, множество частных художественных галерей. Москва насчитывает более 100 театров, работает несколько сетей кинотеатров, более 100 кинозалов, многие кинотеатры представляют собой мультикомплексы. Развита широкая сеть учреждений дополнительного образования, научно-производственных комплексов, научно-исследовательских центров, домов творчества, стадионов, спортивных сооружений, садов, парков, лесопарков и др.
3. Этапы инновационной деятельности
1 этап. Подготовительный. 01.09 2012 - 31.12. 2012
Разработка комплексных образовательных блоков 3-х направлений: естественнонаучное, гуманитарное, художественное; разработка программы внедрения образовательных блоков и технологий в практику образования.
2 этап. Стратегический. 01.01.1013 - 31. 12. 2013
Создание рабочей программы взаимодействия учреждений культуры и образования; концепция взаимодействия базового и дополнительного образования; создание словника основных понятий и терминологии; проведение опросов и тестовых методик определения уровня развитости; разработка методики организации и проведения мониторинговых исследований по выявлению результатов исследовательской работы; технология работы с понятиями в 5 параллелях.
3 этап. Коррекционный и практико-ориентированный. 01.01.1014- 31. 12. 2014
Коррекция образовательных блоков; констатирующие мониторинговые исследования; выявление специфики школ по внедрению гуманитаризации в образование; формирование ресурсных центров и их оснащение необходимыми учебно-методическими и программными материалами.
4 этап. Системно-деятельностный.
Организация комплексной системной работы со школами – ресурсными центрами по разработке программ внедрения гуманитаризации образования в массовые школы г. Москвы; организация и проведение обучающих семинаров на базе ресурсных центров.
5 этап. Практико-ориентированный и обобщающий.
Широкая публикация в печати, в средствах массовой информации результатов исследовательской работы и их активное внедрению в разветвленную сеть образовательных учреждений г. Москвы и России посредством телемостов, веб семинаров, научно-практических конференций и др.
Тема инновационной деятельности ГБОУ ЦО №324 «Формирование социокультурной среды школы средствами интеграции основного и дополнительного образования».
Научный руководитель И.В.Кошмина, к.п.н., доцент кафедры эстетического образования и культурологии МИОО,
Руководитель ЭР Л.Г.Чуракова, руководитель структурного подразделения по музыкально-эстетическому образованию, учитель музыки, аспирант МПГУ.
Цели и задачи ГБОУ ЦО №324 в рамках работы в инновационном проекте.
Обеспечение и создание необходимых условий по организации и проведению опытно-экспериментальной работы в школе.
Научно-методическое обеспечение качества выполнения опытно-экспериментальной работы в школе, в том числе по повышению квалификации учителей-экспериментаторов.
Организация, корректировка практической опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи по созданию планируемых результатов инновационной деятельности:
- формирование единой социокультурной среды школы на основе взаимодействия предметов гуманитарного, естественнонаучного и художественного циклов, способствующей социализации школьника в современное общество;
- разработка и апробация инновационных образовательных технологий освоения предметов естественнонаучного цикла на основе интегративности социокультурной среды школы и города;
- развитие личностных и метапредметных компетенций учащихся в рамках арт-профилактики, создание условий для совместной продуктивной творческой деятельности учащихся и учителей.
Предполагаемые результаты:
Научный результат:
Ресурсный центр ГБОУ ЦО №324
«Развитие детско-взрослой общности образовательного учреждения»
Ресурсный центр (в дальнейшем "Центр") является структурным подразделением Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Центра образования №324 «Жар-птица» -
элементом системы дополнительного педагогического образования. Центр действует на основании приказа Департамента образования города Москвы от 01.09.2009 № 1006
«Об организации деятельности инновационных комплексов в системе Департамента образования города Москвы» и Программы деятельности инновационных комплексов - ресурсных центров
принятой Департаментом образования города Москвы (Приказ №1015 от 26.05.2010).
В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», действующим гражданским законодательством Российской Федерации,
законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами школы и настоящим Положением.
Руководит работой научный руководитель, назначаемый директором школы. Центр имеет право устанавливать прямые (договорные) связи от лица школы с любыми организациями
по вопросам своей деятельности и в рамках полномочий, предоставленных настоящим положением.
Цели создания Центра - организационно-методическое сопровождение инноваций, направленных на позитивные изменения в деятельности образовательных учреждений на основе:
обеспечение перехода школы, учрежденческого типа как производственной организации к школе, формирующей детско-взрослую образовательную общность;
-
инновация технологий формирования детско-взрослой образовательной общности и уклада в образовательных учреждениях,
Центр объединяет образовательные учреждения, реализующие инновации по заявленным выше направлениям и обеспечивает их связь с научными, методическими и другими организациями,
заинтересованными в обновлении содержания и форм образовательной практики, обеспечивает информационно-аналитическое сопровождение деятельности.
Задачи Центра:
Демонстрация образцов новой практики образования по теме: «Развитие детско-взрослой общности образовательного учреждения»
.
Экспертиза детско-взрослой образовательной общности и уклада жизни образовательного учреждения.
Консультации образовательных учреждений по следующим направлениям инновации: технологии формирования детско-взрослой образовательной общности; проектирование уклада
образовательного учреждения; анализ анкет в рамках диагностики и экспертизы детско-взрослой образовательной общности в учреждении.
Помощь в оформлении и разработке технологий формирования детско-взрослой образовательной общности.
Проведение семинаров, круглых столов для педагогов по темам в рамках повышения квалификации, дополнительного образования и подготовки педагогов.
Формы и виды работ центра:
-
консультации;
-
тренинги проводятся в целях повышения профессионального уровня педагогов;
-
мастер-классы проводятся в целях демонстрации образцов практики;
-
семинар по обсуждению проблемных вопросов по детско-взрослой образовательной общности;
-
педагогическая мастерская в целях передачи технологий;
-
круглый стол;
-
методическое сопровождение педагогов-инноваторов (курирование) согласно индивидуальному плану по инновационной деятельности педагога–инноватора;
-
диагностика и экспертиза детско-взрослой образовательной общности;
-
образовательно–игровые формы, спектакли для детей и взрослых;
-
конференция для детей и взрослых;
-
организационно-деятельностная игра для детей и взрослых;
-
фестиваль музыкальных театров;
-
конкурс по номинации «Уклад и детско-взрослая образовательная общность».
Формы работы используются Центром по согласованию и запросу образовательных учреждений, инновирующих технологии, органов управления образования, организаций,
имеющих курсы повышения квалификации и реализующих программы дополнительного образования педагогов. Данные формы и виды работ могут проводиться в базовом учреждении (Центре),
а также в иных образовательных учреждениях, в которых реализуется подход к детско-взрослой образовательной общности.
Концептуальные основания ресурсного центра «Развитие детско-взрослой общности образовательного учреждения»:
Обращение российской педагогики и психологии к понятию общность в последнее время становится всё более явным. Общность является условием воспитания,
условием развития подрастающего поколения. Российское образование в настоящее время вплотную подошло к проблеме формирования детско-взрослых образовательных общностей.
В период существования советской школы понятие общности не требовалось, в образовательной практике использовалось понятие коллектив. Коллектив – социальная организация людей,
обладающая спектром связей и отношений, опосредованных целями и задачами совместной деятельности, ради которой и была сформирована организация. То есть,
в коллективе организация и цель деятельности первичны, которые задают основание для объединения людей. Общность определяется традицией и культурно-историческим контекстом,
обуславливающей постановку целей и задач для коллектива.
Школа осуществляет воспитательное воздействие на ребенка, но она не является единственным действующим в этом поле субъектом. Анализ тенденций социальной жизни позволяет выделить,
по крайней мере, три вида факторов.
Во-первых – это факторы, работающие на слом или разрушение самой социальности. К этой группе рисков относятся наркотизация, криминализация, появление асоциальных субкультур
(это и псевдо-религиозные группы, и группы, возникающие вокруг некоторых игр, ритуалов и т.д.).
Во-вторых, - это факторы, работающие на слом идентичности: этнической, конфессиональной, страновой, гражданской, общностной. Результатом слома идентичности становится маргинализация,
потеря всяких ценностных, культурных и даже социальных ориентиров, исчезновение оснований для действия и здравой оценки происходящего.
В-третьих, потеря позитива, креативности, желания что-то делать и к чему-то относиться, за что-либо брать ответственность.
Многие коллективы школ принимают на себя задачу противостояния факторам группы социального риска (слом социальности). В связи с этим, школы вводят новые программы, связанные с включением
учащихся в анализ, исследование причин вовлечения подростков в асоциальный образ жизни, а также формирующих ценностное определение и способность построить действие у тех подростков,
кто участвует в программах такого рода.
Но, с нашей точки зрения, целью школы является включение детей в культуросообразные формы деятельности и жизнедеятельности. Социализация и соответствующие программы воспитания
в данном случае зависят:
- от ценностного определения и идентификации взрослых, от того, является ли коллектив школы единой детско-взрослой образовательной общностью;
- от ценностных оснований и культурных образцов, культивируемых этой общностью;
- традиции, к которой общность себя относит.
В связи с таким самоопределением школы в современной ситуации ставятся новые образовательные и воспитательные задачи, направленные на формирование детско-взрослых образовательные общности
в учреждении.
Детско-взрослая образовательная общность необходима школе для формирования у подрастающего поколения отношения к культурным образцам и создания мотивации к овладению и освоению значимых
для общности предметных областей, типов деятельностей; формирования культурных интересов и форм жизнедеятельности. Именно общность обеспечивает взросление наших детей, создает условия
для формирования их готовности к осуществлению социального действия и принятия ответственности за него. В детско-взрослой общности происходит воспитание мировоззрения, ценностное самоопределение
детей, появляются условия для самоопределения к социокультурным проблемам.
Детско-взрослая образовательная общность - это коалиция педагогов, детей и их родителей, представителей внеобразовательных сфер, в своей основе имеющая определённые цели и отношение к культурной
исторической традиции, устойчивые личные связи и взаимное определение в трансляции культурных образцов и ценностей подрастающему поколению.
Одной из проблем современной школы является ее заорганизованность, формалистичность. Школа, несомненно, является важнейшим социальным институтом, имеющим свои функции и свои обязательства.
Но очень часто представители образования не могут четко сформулировать назначение школы как социального института, определить социальные вызовы и проблемы, на которые школа обязана отвечать.
В настоящее время можно выделить три типа школ:
1. Школа – учреждение, которое основано на принципах производственной организации. Характеристикой такого типа школ является строгое выполнение функциональных обязанностей. В настоящий момент это выражается в том, что школа ориентирована на выполнение чётко поставленных задач «сверху», педагоги готовят подростков к сдаче ГИА и ЕГЭ, а учащиеся должны так же точно
уметь отвечать и делать задания в данных тестах. Учреждение имеет очень локальные и конкретные задачи, которые реализуют все представители: педагоги, дети, родители в заданной организационной форме.
2. Школа-коллектив консолидируется на единстве понимания социальных требований. В данного типа школах присутствуют социальные образцы, направленные на ту или иную модель общественной системы.
Представители школы имеют возможность ставить задачи и их реализовывать внутри школы. Характеристикой такого типа школ является выработка неформального отношения к поставленным задачам,
высокий уровень взаимопонимания и взаимоотношений, но возможности действия не выходят за пределы школы.
3. Школа-общность связана с осознанием нового социального и социокультурного контекста работы. Школа-общность имеет миссию и соответствующий уклад. Работа такого типа школ направлена на
создание культуросообразных форм жизнедеятельности для учащихся и воспитанников, и постоянное расширение списка этих форм.
Характеристикой школ-общностей является прикрепленность
к соответствующей общности культурной традиции, её осознание и наличие людей, реализующих культурные и социальные образцы в своей деятельности или жизнедеятельности.
Детско-взрослая образовательная общность характеризуется следующими параметрам :
1. Наличие миссии школы, степень принятия ее членами общности.
2. Реализуемые в жизни общности ценности, наличие их единства или разности и механизмы трансляции.
3. Реализуемые в жизни общности культурные и социальные образцы, наличие единства или разности в отношении к культурным и социальным образцам, механизмы их присвоения.
4. Степень осознания членами общности традиций школы.
5. Основные реально взаимодействующие в общности позиции.
6. Стиль взаимоотношений и взаимопонимания между позициями, составляющими общность, группами, членами общности.
7. Характер управления в школе, поддерживающий общность.
План Ресурсного центра в 2012-2013 учебном году
Работа по развитию ДВОО в образовательном учреждении, исходя из опыта работы РЦ,
будет проводиться по трём направлениям:
Развитие общности в ЦО №324 «Жар-птица» на основе включения всего коллектива педагогов, учащихся и родителей в трансляцию художественно-эстетического восприятия
и понимания мира и воплощения миссии Центра.
-
Разработка педагогическим коллективом технологий по складыванию ДВОО.
-
Инновация технологий по формированию ДВОО в ОУ, во- первых, которые ориентированы на воспроизводство музыкального театра, во - вторых, которые ориентированы на
складывание других типов ДВОО.
Первая задача – развитие общности в ЦО №324 «Жар-птица» на основе включения всего коллектива педагогов, учащихся в трансляцию художественно-эстетического восприятия
и понимания мира и воплощения миссии центра – формирование российской интеллигенции. Данная задача должна решаться за счёт следующих механизмов:
Определение технологичности воплощения миссии центра – формирование российской интеллигенции на основе художественно-музыкальной культуры (деятельностное описание портрета ученика,
-
описание направлений и технологий работы).
-
Воспитание социальной активности и развитие субъектности в общности у учащихся на основе организации дискуссионного клуба, работы по организации жизни и деятельности в классах и школе,
игровых форм на профессиональное самоопределение, проектной и исследовательской деятельности, групповой работы на учебных предметах на основе понимания и взаимопонимания.
Вторая задача – разработка педагогическим коллективом технологий по складыванию ДВОО.
Разработка празднично-событийного цикла, направленного на складывание детско-взрослой образовательной общности.
Организация работы на семинарах по описанию технологий работы с ПСЦ.
Доопределение структуры методического пособия, включающего основные проблемные точки, связанные с формированием
детско-взрослой общности и подготовка материала к сборнику.
Третья задача - инновация технологий по формированию ДВОО в ОУ.
Инновационный процесс будет отличаться для школ, которые ориентированы на воспроизводство музыкального
театра, и для школ, которые ориентированы на складывание других типов ДВОО.
Для учреждений, имеющих направленность на развитие общности – музыкальный театр, будут проводиться мастер-классы
по трансляции опыта создания детско-взрослой образовательной общности на примере модели центра образования,
основанного на интеграции общего и музыкально-эстетического образования и включение данных ОУ в организацию
общих мероприятий среди учащихся.
Основным механизмом инновации технологий ДВОО РЦ образовательным учреждениям, ориентированным на иной тип общности будет являться организация семинаров, круглых столов и оказание консультативной, методической помощи учреждениям. Инновация будет проводиться в согласовании с ОУ, реализующими общее направление в рамках РЦ:
ГБОУ №661 и №1703. 25 октября на базе ГБОУ 661 проводится семинар – практикум по теме: «Воспитательная работа: событийный цикл как средство достижения личностных
и метапредметных результатов ФГОС». В феврале и марте 2013г. будет проводиться стажировка для педагогов-организаторов, зам.директоров по воспитательной работе,
классных руководителей и воспитателей ГПД на базе ГБОУ ЦО №324 по теме: «Планирование и организация празднично-событийного цикла в школе».
Организация работы сайта РЦ, онлайн консультации.
Организация конкурса «Учитель года» в номинации «Строим Школу будущего», модуль «Уклад и детско-взрослая
образовательная общность».
Организация в рамках международной конференции направления по формированию детско-взрослой образовательной общности в мае 2013 года.