Советы родителям
«Родителям о детях» Дорожно-транспортная обстановка современных городов не прощает невежества.
• неумение прогнозировать дорожную обстановку; Основными из них являются:
Ошибка – «Если не успел перейти дорогу, остановитесь на островке безопасности или на середине дороги». Эта ситуация так же опасна. Ошибка – «Не играй на дороге, возле дороги, а играй во дворе дома». Ошибка – «Пустынную улицу дети часто перебегают не глядя». На улице, где машины появляются редко, дети их не опасаются, выбегают на дорогу, предварительно не осмотрев её, и попадают под автомобиль. Ошибка – Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за теми машинами, которые приближаются к ним справа, и забывают об автомобилях, проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад – прямо под колеса машины, подъехавшей к нему слева. Ошибка – Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый же этого не учитывает. Дети не заметив идущую машину и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого, бегут через дорогу и попадают под колеса автомобиля. Начальник отдела ГИБДД УВД по ЗАО г. Москвы
Что такое «готовность к обучению в школе» Отдавать ли ребенка будущей осенью в школу или еще год повременить с началом учебы? Многих родителей шестилеток и даже тех, кому еще нет шести, мучает этот вопрос вплоть до первого сентября. Озабоченность родителей понятна: ведь от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ребенка в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. «Мой ребенок с трех лет читает, считает, умеет писать простые слова. Ему наверняка несложно будет учиться в первом классе»,- часто можно слышать от родителей шестилеток. Однако навыки, приобретенные ребенком в письме, чтение и счете еще не означают, что ребенок психологически созрел сменить деятельность с игровой на учебную. Более того, необходимые личностные качества и мышление малыша просто не успевают развиться, не хватает ни времени, ни сил. Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального (личностного) развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую и социальную или личностную готовность к обучению в школе. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, а недостатки любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Ребенок всегда, вне зависимости от возраста, готов к получению новых знаний, т.е. готов учиться, даже если мы специально его обучением не занимаемся. Почему же тогда у некоторых детей при обучении в школе возникают проблемы разного характера? Это можно объяснить следующими причинами: 1. Современная школа может обучать далеко не всех детей, а только тех, которые обладают вполне определенными характеристиками, хотя обучаться способны все дети. 2. Школа со своими нормами, методами обучения и режимом предъявляет первокласснику вполне определенные требования. Эти требования жесткие, консервативные и детям приходится приспосабливаться к школе, не ожидая изменений со стороны школы. 3. В школу приходят разные дети, но ко всем предъявляются одинаковые требования. Отклонение от них в любую сторону может значительно «усложнить» жизнь ребенка. Подготовка к 1 сентября Вещи, которые покупают первокласснику и вообще школьнику младших классов, должны обладать тремя основными свойствами: 1) Максимальной прочностью; 2) Максимальной простотой в эксплуатации; 3) Легкой заменяемостью. Рюкзак (ранец) должен быть в первую очередь прочным, чтобы с достоинством выдержать все испытания. Пенал максимально простой конструкции, без умопомрачительного количества отделений, резинок-держателей и сложных замочков, иначе, ребенку придется потратить от пяти до десяти минут (в зависимости от психомоторного развития малыша) на его заполнение. У него этих десяти минут может и не быть. И потому ручки, фломастеры и карандаши ссыпаются в портфель как попало, при этом, естественно, теряются и ломаются. Большинство детей при поступлении в школу проходят период психологической адаптации. При этом они часто становятся еще более рассеянными, чем обычно. Что-то забывают, что-то теряют. Например, Вы приобрели для своего малыша эксклюзивную школьную «снасть», а он ее потерял, испортил, сломал … Вам это безразлично? Возможно. Но ребенку-то, поверьте, нет! И начинать с подобной неудачи его школьную жизнь вовсе неуместно. Пусть «снасти» (ручки, карандаши, ластики и т.д.) будут недорогими, но пусть их будет много. Потерял? Сломал? Ничего страшного. Вот они лежат, в ящике. Впредь будь аккуратней… Маленькие психологические хитрости Младшие школьники любят, чтобы всего было много. То есть, самый лучший набор карандашей – это тот, где карандашей больше всего. Самая лучшая шариковая ручка – это набор шариковых ручек. Самый лучший ластик – серия ластиков с однотипными картинками. И так далее. Кроме того, отправляя ребенка «в первый раз в первый класс», надо учитывать, что даже очень хорошо подготовленный к школе ребенок попадает, в сущности, в чужой и не знакомый ему мир. Портфельчик – это его собственность, вещь, принесенная из ДОМА, поэтому надо постараться, чтобы, помимо сугубо школьных, функциональных вещей, в ранце первоклашки лежало что-нибудь домашнее, родное. Например, фотография мамы или сестренки, маленькая игрушка и т.п. Если к 1 сентября Вы дарите что-то не своему, а «чужому» первоклашке, поступить следует очень просто: зайдите в хороший канцелярский магазин, посмотрите на прилавок, вспомните свое детство и приобретите то, что Вам - ребенку очень-очень хотелось бы иметь. Даже если Вы купите что-нибудь совершенно абсурдное в контексте первого класса (например, готовальню) – ничего страшного. Первоклашка и сам не знает, что ему понадобится, и будет страшно рад любой красивой вещи из «взрослого», школьного мира. А готовальня пригодится. Со временем. Список – это святое Как правило, в любой школе на родительском собрании выдают более или менее, подробные списки того, что ребенку нужно иметь при поступлении в первый класс. Список – это обязательно. Собственно подарки – то, что приобретается сверх списка. Для младшеклассников обозначить подарок очень просто. Приходите, вооружившись списком, на школьный базар, закупаете все необходимое. А потом говорите ребенку: - Так, вроде все по списку купили. А теперь посмотри: что бы ты еще хотел – все-таки у тебя такое событие в жизни важное. Давай купим еще что-нибудь красивое… Первоклашка даже жадничать не будет – попросит, скорее всего, какую-нибудь яркую мелочь. Купите обязательно. А праздник?А теперь о самом главном – на 1 сентября непременно подарите ребенку праздник. Как он будет выглядеть – решать вам, вашей семье. Для кого-то это семейный поход в «Макдоналдс», для кого-то – балет в Большом Театре или спектакль в театре Кукол, для кого-то – катание на аттракционах, для кого-то просто торжественный семейный обед. Но праздник должен состоятся. И решающее слово о том, каким ему быть, - у ребенка, виновника торжества. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в пятый класс. Один раз в году – праздник школы. Все остальное – будни, нотации, дневники, двойки, диктанты. Вы ведь хотите, чтобы Ваш ребенок любил учиться? Тогда напрягитесь, возьмите отгул, забудьте, что жизнь тяжела, купите цветы и улыбайтесь! Ведь это же так здорово – «первый раз в первый класс»! Школьная форма Психологи установили, что, надевая новую одежду, ребенок чувствует себя новым человеком, начинающим новую жизнь. Это важное условие инициации – посвящения в новый статус – статус школьника. Подарок ученику Что подарить первокласснику в первый день школьной жизни? Подходящим подарком может стать настольная лампа. Даже если в доме достаточно осветительных приборов, ваш подарок не будет лишним. Собственная лампа поможет ребенку осознать себя в новой для него роли школьника. Выбирая осветительный прибор, позаботьтесь о его удобстве и безопасности. Кронштейн должен быть гибким, головка подвижной, а лампочка в меру яркой (оптимально 60 Вт). Абажур или колпачок - легко моющимся и достаточно большим, чтобы прямой свет ни в коем случае не падал в глаза ребенку. Не покупайте лампы дневного света – от них портится зрение. Если будущий школьник не дружит со словом «порядок», - подарите ему лампу, например, со встроенным пеналом, тогда может быть, карандаши и ручки не будут потеряны в первый день учебы, а будут аккуратно помещены в этот самый пенал. Если же Ваш первоклассник – кандидат в вундеркинды и его не оттащить от книжек, купите галогеновую лампу. Это хоть как-то компенсирует повышенную нагрузку на зрение.
Рекомендации родителямЕсли у ребенка «трудный» характер: 1. Задайте себе вопрос, не подражает ли ребенок вам. Иногда мы бурно реагируем на поступки ребенка, напоминающие наши собственные, потому что слишком хорошо знаем свои недостатки. В других случаях мы бурно реагируем на поступки ребенка, ничем не напоминающие наши, только потому, что не можем его понять. Осознав, почему мы реагируем на поступки ребенка тем или иным образом, мы поможем самим себе. 2. Понимая свою негативную реакцию на поведение ребенка, мы сможем избежать разногласий. Старайтесь думать не о сопротивлении, а об изменениях. 3. Даже если вам удастся изменить поведение ребенка, это произойдет не за одну ночь. 4. Не стыдите ребенка и не отталкивайте его. Никогда не говорите: «Как не стыдно!» или «Я не люблю тебя!». Не читайте ребенку долгих нотаций по каждому поводу. Добивайтесь своего с помощью коротких – чем короче, тем лучше – и простых наставлений. 5. Подумайте, не связано ли поведение ребенка со слишком длительным пребыванием перед телевизором. 6. Подумайте, не стимулирует ли ребенка избыток активности. 7. Большинство детей «перерастают» свои капризы, как только научаются ясно выражать свои желания и эмоции. 8. Вместо того чтобы реагировать только на недозволенное поведение ребенка, попытайтесь выявить случаи хорошего поведения и вознаградить ребенка объятиями, поцелуями, похвалой.
Если ребенок тревожен и испытывает страхи...1. Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться. 2. Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность. 3. Насыщайте ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите «добрыми глазами», осуществляйте тактильный контакт, оказывайте пристальное внимание ему и его проблемам, слушайте ребенка «активно». 4. Относитесь к страхам и тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх. 5. Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно обращаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребенка тогда был больше). 6. Удалите из окружения ребенка тревожных и истеричных людей. 7. Не рассказывайте ребенку страшные истории не только на ночь, но и днем. 8. Не читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы. 9. Занимайте ребенка какой-либо деятельностью в течение всего дня, даже в выходной день. Если ему нечем заняться, он может вновь возвращаться к своим переживаниям. 10. Заранее проиграйте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу и страх. Разберите ее во всех подробностях, с трудными моментами, тщательно продумайте и прорепетируйте его собственное поведение. 11. Объясните ребенку, что собой представляет пугающий объект, как он устроен, «откуда берется». 12. Запаситесь терпением, так как мгновенных результатов добиться трудно. 13. Если страхи у ребенка не проходят и имеют навязчивый характер, прибегните к помощи специалистов психологических центров.
Если Вы хотите избежать соперничества между детьми: 1. Не старайтесь всегда относиться к детям одинаково: просто относитесь к ним справедливо. 2. Помните, что дети не обязаны постоянно помогать своим братьям или сестрам. Иной раз им необходимо побыть в одиночестве. 3. Проявления справедливости, любви и уважения способствуют установлению дружеских отношений между детьми в одной семье, вызывают у них желание помогать друг другу. 4. Не беспокойтесь, если дети часто спорят. Споры с братьями и сестрами помогают ребенку понять, что такое взаимоотношение, и обеспечивают его ценными уроками доверия и дружбы. 5. Если после уговоров дети продолжают ссориться и браниться, воспользуйтесь методом «разделения территорий». Но не пользуйтесь этим методом в течение всего дня, так как дети быстро забывают об обидах. 6. Вам незачем каждый раз вмешиваться в споры и драки своих детей. Если Вы будете избегать обязанностей судьи, значит, дети возьмут их на себя, чтобы разрешить проблему. 7. Некоторые дети дерутся и устраивают ссоры, чтобы привлечь внимание родителей. Возможно, ребенок думает, что его меньше любят. Попытайтесь развеять эти сомнения. 8. Не забывайте детям повторять, что Вы им доверяете: вместо того, чтобы причинять вред друг другу, они обретут чувство ответственности и единства – ради общей пользы.
Если ребенок плохо запоминает ... 1. Учите ребенка ставить цель запоминать надолго. 2. При подготовке уроков следует чередовать способы работы: конспектирование, запоминание со слуха, использование рисунков. 3. Для того чтобы лучше запомнить текст, нужно прочитать его вслух. 4. Ребенок запомнит тогда, когда перескажет прочитанное. 5. Во время заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить. 6. Для осмысления запоминаемого текста можно использовать следующую схему: - о чем или о ком говорится в тексте; - что об этом говорится. 7. При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой - кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит. 8. Готовить уроки следует сразу же в день объяснения нового материала, так как забывание активнее всего происходит в первые 24 часа. Память любит разнообразие: после русского учите чтение и т. д.. 9. Лучше учить по одному часу семь дней, чем 7 часов подряд в один день. 10. Учить материал нужно в определенное время, чтобы выработать режим. Вечером, перед сном нужно повторить выученное. 11. Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте целиком, длинные разбивайте на порции.
Если ребенок медлителен ... 1. Любите и принимайте своего ребенка таким, каков он есть. 2. Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением. 3. Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос. 4. Никогда не позволяйте своему ребенку работать «на время». Временной цейтнот категорически противопоказан медлительному ребенку. 5. Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах. Работайте с ним на «положительном подкреплении»: при неудачах – подбодрите, самый ничтожный успех - подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха. 6. Всегда помните о том, что вашему ребенку нужно время на «раскачку». 7. Используйте приемы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условие, облегчающее ребенку выполнение задания в более быстром темпе. 8. Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим настроением и темпом, стремится согласовать свои действия с действиями других. 9. Стремитесь к строгому соблюдению режима дня. 10. Вырабатывайте у ребенка чувства времени. 11. Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой, ритмикой.
Если ребенок застенчив и не проявляет самостоятельности: 1. Выражайте безусловное расположение ребенку. 2. Общайтесь с ребенком доброжелательным тоном. 3. Только такое общение с застенчивым ребенком не спровоцирует повышение тревожности. 4. Чаще поощряйте застенчивого и несамостоятельного ребенка. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств. 5. Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не всегда способен ее попросить. 6. Заранее разъясните ребенку новую ситуацию и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях. 7. Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите его идти на разумный риск и переносить поражения. Учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранное средство. 8. Помогите застенчивым и несамостоятельным найти и оценить в себе все то, что есть в них хорошее, приучая принимать похвалу без излишнего смущения. 9. Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его возможностям. 10. Помните, что застенчивому ребенку необходима стабильность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны. 11. Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. Прикосновение успокаивает, лечит и стабилизирует ребенка. 12. Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с другими детьми. 13. Учите ребенка умению общаться с другими людьми. 14. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями к вашим друзьям, соседям. 15. Общайтесь с ребенком на уровне его роста, «глаза в глаза», то есть в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора. 16. Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно. 17. Будьте открыты и искренни. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.
Если ребенок агрессивен... 1. Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть. 2. Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок всегда подражает тому, за кем привык наблюдать. 3. Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности. 4. Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло. 5. Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми. 6. Расширяйте кругозор ребенка. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом. 7. Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на ней внимание окружающих. 8. Установите строгий запрет на агрессивные действия ребенка. Пытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их. 9. Включите агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально-приемлемый и эмоционально-наполненный смысл. Бороться с агрессивностью нужно: Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей. Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими. Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку предложить что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать. Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка – подождите, пока поступок повториться. Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу.
Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу: 1. Фамилию, имя, отчество свое и родителей; 2. Свой возраст (желательно дату рождения); 3. Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет, и основные достопримечательности; 4. Времена года (их количество, последовательность, основные приметы каждого времени года; месяцы (их количество и названия); дни недели (их количество, последовательность); 5. Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям: животные (домашние и дикие; домашние наших лесов, жарких стран, Севера); птицы, насекомые, растения (цветы, деревья), овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежду, обувь и головные уборы; посуду, мебель; а также уметь разделить их на две основные категории: живое и неживое; 6. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал; 7. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов; 8. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право – лево, верх – вниз и т. д.); 9. Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей); 10. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке; устанавливать последовательность событий; 11. Запомнить и назвать 6-8 предметов, картинок, слов; 12. Уметь внимательно, не отвлекаясь слушать (30-35 минут).
Чтобы ваши усилия по подготовке ребенка к школе были эффективными, воспользуйтесь следующими советами: 1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, если ребенку весело учиться, он учится лучше. 2. Повторяйте упражнения. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант. Не забывайте: развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. 3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед. 4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности. 5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнения. Если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится. 6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму. 7. Развивайте в ребенке навыки общения: научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними спехи и неудачи. Все это ему пригодится в социально сложной атмосфере школы. 8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятие с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!
Три школьных кризиса. Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и переход из средней в старшую.Первый класс. Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Пятый класс. Наиболее сложным для пятиклассника является переход от одного, привычного учителя к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Задача родителей на данном этапе - познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста. Десятый класс. Если вашему ребенку придется перейти в другую школу, то для вас будут актуальны все советы, которые мы давали для родителей первоклассников. Если же он просто переходит в десятый класс в своей школе, то процесс адаптации к новому статусу произойдет легче. В плену домашней работы. Не секрет, что есть немало детей, для которых школа является источником постоянного стресса. А если они испытывают стресс и дома, когда вместе с родителями выполняют заданные упражнения?. Приведенные ниже приемы, опубликованные на сайте министерства образования США, помогут Вам избежать обид, гнева, неудовольствия, растерянности и еще множества отрицательных эмоций, которые зачастую сопровождают безобидный на первый взгляд процесс, называемый домашней работой.
|